Бесплатный звонок по России: +7 800 505-03-45
Туроператор в Санкт-Петербурге:+7 (812) 380-91-44+7 (812) 380-95-77

Мосты Санкт-Петербурга

Самая яркая ассоциация с Санкт-Петербургом – это мосты. Чугунные, стальные, каменные, железобетонные, разводные, с ажурными решетками, скульптурами, фонарями, пешеходные – можно долго перечислять разнообразие видов. Ведь в Северной Венеции находится 800 мостов. Из них 342 – в центральной части мегаполиса. Российский рекорд.

 

В других государствах также есть города с изобилием мостов. Но нигде, кроме Петербурга, нет такого количества конструкций, представляющих особую архитектурную ценность.

 

Штрихи к истории петербургского мостостроения

 

Основывая город на Неве, Петр I запретил возведение мостов. Великий царь хотел, чтобы горожане преодолевали водные преграды на лодках. Однако он разрешил построить конструкции в тех местах, где перевозили важные грузы. Так в 1703 году появился наплавной деревянный Петровский мост. Он соединил Заячий и Березовый (ныне Петроградский) остров. Этот мост претерпел несколько реконструкций и сейчас называется Иоанновским.

 

Немногим позже, в 1715 году, появился Аничков мост. С ним связано немало интересных фактов:

  • считается, что его перестраивали чаще всех остальных. Он был подъемным, разводным, типовым с башнями;
  • в 1841 возвели новую конструкцию из розового гранита, с тремя пролетами, потому что предыдущий вариант был слишком узок;
  • в 1850 закончилась работа Клодта над установкой знаменитой композиции «Укрощение коня человеком»;
  • в блокаду Аничков мост часто подвергался обстрелам, поэтому его называли «Пронеси, Господи».

В первые 20 лет в Петербурге появилось только несколько деревянных мостов. Однако потребность в таких конструкциях назревала всё острее: 1/3 территории современного города стоит на островах. Поэтому после смерти Петра I стало появляться больше новых мостов. В середине XVIII века их количество возросло вдвое. Самое примечательное событие – Исаакиевский мост. Он первым пересек главную водную артерию Петербурга – Неву.

 

Во второй половине XVIII века наплавные мосты начали превращаться в более сложные конструкции с гранитными опорами. Вместо деревянных появились конструкции из камня и чугуна. При Екатерине II многие набережные приобрели тот самый вид, которым сегодня любуются миллионы туристов на экскурсиях по Петербургу и водных прогулках по рекам и каналам. Были возведены мосты:

  • Прачечный;
  • Верхне-Лебяжий;
  • Эрмитажный;
  • Казанский;
  • Каменный.

В середине XIX века насчитывалось уже свыше 170 мостов, а к середине XX в. – 387. Многие из них заслуживают отдельного рассказа. Например:

  • Дворцовый (визитная карточка города);
  • Банковский (с грифонами);
  • Троицкий (спроектированный фирмой Эйфеля);
  • Поцелуев (популярное место влюбленных пар);
  • Большой Обуховский (самый длинный неразводной).

Мосты – неотъемлемый атрибут в образе Санкт-Петербурга. В любое время года они формируют особый «невский ландшафт», который так дорог сердцам местных жителей и так привлекателен для туристов.